Каждый второй россиянин уверен, что в ближайшее десятилетие банковские сети сохранят привычный формат, сочетая отделения и онлайн-приложения. Примерно 20% опрошенных считают, что офисы будут закрыты, и останутся только онлайн-сервисы. К такому выводу пришли аналитики ВТБ, проведя опрос в преддверии Финансового конгресса Банка России.
Наиболее смелые прогнозы выдвинули жители Москвы, Московской области и Северного Кавказа: около 10% молодежи из этих регионов не исключают появления виртуальных 3D-филиалов банков в метавселенных в ближайшие 10 лет.
Респонденты также выразили желание иметь единую цифровую точку входа во все банки, где хранятся их счета: ⚪Половина опрошенных (50%) положительно относятся к такой идее. ⚪Молодое поколение (около 25% всех опрошенных) считает, что подобный банковский суперапп был бы очень удобен.
Однако, люди в возрасте от 55 до 65 лет пока с трудом представляют себе такую концепцию.
ВТБ ранее уже протестировал технологию Open Banking, позволяющую клиентам (физическим и юридическим лицам) управлять своими счетами в разных банках через единый интерфейс. Благодаря использованию современных стандартов интеграции и защищенного обмена данными, открытый банкинг может обеспечить бесшовное взаимодействие между финансовыми организациями, финтех-сервисами и пользователями.
С цифровой средой во многом связаны и риски для банковской системы, показал опрос ВТБ.
По мнению россиян, наиболее серьезными рисками для банковской системы являются кибератаки и финансовые преступления (22%), а также резкие колебания курса рубля и процентных ставок (24%).
«Развитие и цифровых каналов, и офисной сети, обеспечение кибербезопасности требуют от банков больших инвестиций, гибкого встраивания своих продуктов и сервисов в постоянно развивающемся технологическом ландшафте. Такие инвестиции, изменение регулирования, обострившаяся и дорожающая конкуренция за клиента закладывают тенденцию к консолидации банковского сектора. На первый план в банковском бизнесе будет выходить эффект масштаба, за счет которого есть возможность обеспечивать мультисегментность, гибкость, защиту от рисков и суперустойчивость всей банковской системы. Эффект масштаба – один из главных факторов, которые придают системе антихрупкость», — отметил первый зампред ВТБ Дмитрий Пьянов.
По словам Дмитрия Пьянова, конкуренция за розничного клиента может развернуться между «традиционными» банками и банками, которые создают маркетплейсы. Как показал опрос, россияне уверены, что такая конкуренция положение классических банков пока не подрывает.
Банки vs маркетплейсы: борьба за лидерство
25% респондентов видят угрозу для традиционных банков со стороны финтех-компаний и «более гибких» банков-маркетплейсов. Однако, 34% уверены, что новичкам еще далеко до лидеров рынка.
Опрос также затронул вопрос инвестиций банков в нефинансовый бизнес. 45% респондентов считают, что это возможно, если соответствует политике государства, а 22% – если ЦБ жестко контролирует такой бизнес.
Мнения насчет нефинансовых сервисов разделились: 34% считают, что банки должны заниматься только финансами, а 39% – не только ими. Против развития экосистем вокруг банков выступают всего 9% опрошенных.
Новые принципы регулирования экосистем и непрофильных активов обсуждаются на Финансовом конгрессе.
Опрос был проведен с 3 по 10 июня 2025 года среди 1500 россиян в возрасте от 18 до 65 лет в городах с населением более 100 тысяч человек
Свежие комментарии